Взрывающие грудь инопланетяне. Путешествующие во времени ДеЛорианы. Антиутопическое будущее. Далекие-далекие галактики. Научная фантастика полна персонажей, декораций и сценариев, которые мало кому из других жанров удается воплотить в жизнь. Из-за своей умозрительной природы самые совершенные научно-фантастические фильмы иногда требуют от зрителя некоторой работы. Однако, как понимают поклонники жанра, когда все сделано правильно, отличный научно-фантастический фильм стоит тех умственных упражнений, которые может потребовать его просмотр.
Кстати, о правильной фантастике: Независимо от того, являетесь ли вы приверженцем жанра на всю жизнь или никогда не досматривали фильм «Звездные войны» до конца, небольшое руководство может оказаться очень полезным — именно это мы для вас и приготовили. Если вы готовы отправиться в кинематографическое путешествие, посмотрите любой из наших лучших научно-фантастических фильмов, которые вы можете посмотреть прямо сейчас.
Дюна и Дюна: Часть вторая
«Скажите им, что придет мессия. Они будут ждать. Веками». Чани (Зендая) произносит эти слова в самом начале фильма «Дюна: Часть вторая. Она говорит о пророчестве, согласно которому на помощь ей и ее соплеменникам-фрименам придет спаситель, и о том, будет ли им Пол Атрейдес (Тимоте Шаламет).
Возможно, она также говорит об ожидании по-настоящему эпической экранизации отмеченного наградами научно-фантастического романа Фрэнка Герберта. Да, Дэвид Линч сделал такую экранизацию в 1980-х годах, и это классика жанра, но именно пара фильмов режиссера Дени Вильнева по-настоящему оживляет историю Герберта.
Пышно оформленные, наполненные действием и понятные даже тем, кто никогда не прикасался к книге, эти «Дюны» — настоящая вещь. Если вы хоть немного знакомы с историей, вы знаете, что здесь слишком много всего, чтобы вдаваться в подробности, но пусть будет известно: Адаптации Вильнёва — это не просто умопомрачительная научная фантастика, это монументальные произведения искусства.
Прибытие
Хотя Дени Вильнев работал в самых разных жанрах с начала своей режиссерской карьеры в середине 1990-х годов, научно-фантастическая среда, кажется, подходит ему лучше всего. Если «Враг» (2014) или его пара фильмов о Дюне не сделали этого очевидным, подумайте вот о чем: Он осмелился снять сиквел, достойный определяющего жанр фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», и преуспел! А еще есть «Прибытие», который, по сути, является уроком лингвистики, завернутым в научно-фантастическую картину, и от этого еще более захватывающим.
После неожиданного прибытия на Землю инопланетян лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) получает задание создать универсальный язык, который позволит людям говорить с ними и наоборот.
Но она быстро приходит к пониманию, что эффективное общение с коллегами-людьми, которым нужен результат прямо сейчас, может оказаться более сложной задачей. Это суровое и слишком своевременное напоминание о том, что прогресс требует времени, а значит, и терпения.
Робокоп
Любая беглая попытка воссоздать эпоху 80-х обычно сводится к накладным воротничкам и неоновым цветам. Но беглый обзор некоторых из самых популярных фильмов десятилетия выявляет глубокое чувство разочарования. В тот же год, когда Гордон Гекко (Майкл Дуглас) заявлял, что «жадность — это хорошо» в фильме Оливера Стоуна «Уолл-стрит», Пол Верхувен выпустил один из самых подрывных научно-фантастических фильмов, в котором мэр Детройта передает контроль над городом злой компании Omni Consumer Products (OCP), которая быстро превращает Мотор-Сити в полигон для испытания своих новейших технологий.
Одной из таких разработок является Робокоп (Питер Уэллер), киборг-защитник, запрограммированный с единственной целью — искоренить преступность в городе, пока воспоминания о его человеческом существовании не вернутся в его голову. Такое случается. Особенно когда вы перерабатываете труп полицейского, убитого при исполнении служебных обязанностей, чтобы заставить своего робота-полицейского работать. Экстремальное насилие в фильме изначально заслужило страшный рейтинг X, который Верхувен обошел с помощью ловкого монтажа.
Но по-настоящему пугающим является его высказывание о капитализме и власти корпораций, которое актуально как сегодня, так и почти 40 лет назад.
Начало
Тот, кто хоть раз смотрел фильм «Начало», знает, что для полного понимания всех его сложностей вам понадобится как минимум второй просмотр — или 20. Если это вообще возможно. Чем меньше вы знаете о деталях сюжета, тем лучше, но основы таковы: Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) — «экстрактор», талантливый вор, который похищает секреты своих целей, проникая в их сны вместе со своей надежной командой коллег, в которую входят Джозеф Гордон-Левитт, Эллиот Пейдж и Том Харди.
Люди до сих пор спорят о том, что же произошло в концовке фильма, но Кристофер Нолан, похоже, упивается именно таким умопомрачением.
Звездные войны V: Эпизод V — Империя наносит ответный удар
Существует лишь несколько сиквелов, которые каким-то образом смогли стать лучше, чем породивший их фильм, и «Империя наносит ответный удар» находится на вершине этого списка. Принцесса Лея (Кэрри Фишер), Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) и Хан Соло (Харрисон Форд) — бесстрашная троица, благодаря которой «Новая надежда» мгновенно стала хитом, — снова делают все возможное, чтобы уберечь свой мир от коварного Дарта Вейдера.
В то время как «Новая надежда» поражала своими опережающими время визуальными эффектами, «Империя наносит ответный удар» была столь же впечатляющей, но при этом вселенная «Звездных войн» стала более мрачной и взрослой.
Матрица
Сегодня «Матрица» является частью чрезвычайно популярной франшизы, включающей в себя фильмы, видеоигры и даже анимационный фильм («Аниматрица»). Хотя все эти дополнительные части головоломки, возможно, и ослабили влияние оригинального фильма, его единственная в своем роде история по-прежнему актуальна. В антиутопическом будущем (действительно, разве может быть иначе?) мир живет в симулированной реальности, даже не осознавая этого, пока высококлассный хакер по имени Нео (Киану Ривз) не замечает происходящего и не пытается отделить факт от вымысла, созданного ИИ.
Провидческая режиссура Вачовскисов, заставляющий задуматься сценарий и умопомрачительные боевые эпизоды по-прежнему способны заставить зрителя откинуть челюсть. С тех пор зрители не смотрят на ложки и Киану Ривза так, как раньше.
Терминатор
В другом мире студия могла бы выиграть спор с Джеймсом Кэмероном о кастинге, и в «Терминаторе» вместо Арнольда Шварценеггера снялся бы О. Джей Симпсон. По счастливой случайности Кэмерон встретился со Шварценеггером, чтобы притвориться, что рассматривает его на роль Кайла Риза в «Терминаторе», и ушел, зная, что только что нашел одноименного киборга, который путешествует во времени из 2029 года в 1984-й, чтобы убить Сару Коннор (Линда Хэмилтон), официантку и будущую маму ребенка, который спасет мир.
К счастью, на ее стороне оказывается Риз (Майкл Биэн) — еще один путешественник во времени. На бумаге это может показаться нелепым, но 40 лет спустя «Терминатор» все еще впечатляет — и все еще порождает новый контент.
Терминатор 2: Судный день
Если «Терминатор» поднял планку научно-фантастических фильмов, то «Терминатор 2: Судный день» разбил ее вдребезги. Как и многие фильмы о киборгах, предшествовавшие ему, включая его родительский фильм 1984 года, «Терминатор 2» — это в равной степени и комментарий к тому, что значит быть человеком, и декларация того, насколько далеко можно зайти в развитии интеллектуальных технологий. Если бы только Джеймс Кэмерон начала 90-х знал, что его ждет впереди. Сюжет сиквела в основном повторяет сюжет оригинального фильма: Терминатор (Роберт Патрик) отправляется в Лос-Анджелес, чтобы убить Джона Коннора (Эдвард Ферлонг), сына Сары Коннор (Линда Хэмилтон), прежде чем он сможет возглавить человеческое сопротивление.
И снова у Конноров появляется ангел-хранитель — только на этот раз это более добрый, мягкий, знакомый старый Терминатор (Арнольд Шварценеггер), посланный защитить Джона. Где «Т2» смог превзойти своего предшественника, так это в VFX. Как и много раз на протяжении своей карьеры, Кэмерону пришлось создавать новые технологии, чтобы воплотить свое видение в жизнь, и тем самым он возглавил переход от практических эффектов к CGI (к лучшему или худшему). Даже по сегодняшним меркам кадры из жидкого металла в «Т2» выглядят просто невероятно.
Побег из Нью-Йорка
Джон Карпентер, возможно, больше известен как мастер ужасов, но и в научно-фантастическом отделе он не лыком шит. Действие фильма «Побег из Нью-Йорка» происходит в далеком 1997 году и представляет собой версию Америки, в которой страна является одной большой зоной военных действий, а остров Манхэттен — одной гигантской тюрьмой строгого режима. К несчастью для президента (Дональд Плезенс), именно в Нью-Йорке после попытки угона разбивается самолет Air Force One, и президент оказывается в заложниках у одного из самых опасных криминальных боссов страны. Чтобы обеспечить безопасное возвращение президента, правительству ничего не остается, как прибегнуть к помощи Снейка Плисскена (Курт Рассел), солдата, превратившегося в преступника, который может оказаться единственным человеком, способным спасти страну от полной анархии.
Есть ли в фильме синтезаторная музыка? Еще бы. Карпентер удвоит свое мастерство в области научной фантастики и вновь объединится с Расселом, всего год спустя, в не менее потрясающем фильме «Нечто» (1982).
Ex Machina
Хотя 1980-е годы, несомненно, были очень хорошим временем для фантастики, новое тысячелетие доказало, что еще есть множество совершенно уникальных историй, которые можно рассказать, и Ex Machina — одна из них. Калеб Смит (Домналл Глисон) — программист, которого приглашают в отдаленный дом эксцентричного миллиардера (Оскар Айзек), чтобы, как он думает, помочь разработать действительно революционного человекоподобного робота. Но когда Калеб встречает Аву (Алисия Викандер), робота, о котором идет речь, становится ясно, что именно она, а не человек, контролирует ситуацию. Благодаря актерскому составу, звездной режиссуре, слишком актуальному сюжету и синхронным танцам Ex Machina может стать «Бегущим по лезвию» этого тысячелетия.
Назад в будущее
Да, «Назад в будущее» — это комедия. И семейный фильм. Не говоря уже о классике 80-х. Но по своей сути приключение Марти Макфлая во времени — это научная фантастика насквозь. Марти (Майкл Джей Фокс) — крутой подросток 80-х, у которого есть горячая подружка, но при этом он умудряется проводить большую часть времени с сумасшедшим ученым средних лет (Кристофер Ллойд), который превращает милый DeLorean в машину времени. В результате странного сюжета с участием ливийских террористов Марти возвращается в 1955 год, где встречает подростковые версии своих родителей и отчаянно пресекает попытки мамы соблазнить его.
Но, вмешиваясь в прошлое, Марти ставит под угрозу свое будущее. Ему приходится искать способ вернуться в 1985 год — но не раньше, чем он изобретет рок-н-ролл в том виде, в котором мы его знаем.
Чужой
Ридли Скотт работал практически в каждом жанре, но планка, которую он установил в мире научной фантастики, неоспорима. Спустя два года после режиссерского дебюта с историческим фильмом «Дуэлянты» Скотт изменил представление о научной фантастике, сняв «Чужого». Фильм рассказывает об экипаже космического корабля «Ностромо», включая прапорщика Эллен Рипли (Сигурни Уивер), который отвечает на сигнал бедствия, направляясь домой на Землю. Это оказывается их первой ошибкой — особенно когда они понимают, что их преследует неизвестный инопланетный вид, который, похоже, намерен сделать все, чтобы никто из членов экипажа никогда не покинул планетоид.
Фильм «Чужой» познакомил зрителей с целым рядом ужасающих существ — ксеноморфами, фейсхаггерами и сундуками, — и положил начало известной кинофраншизе, которая продолжится в этом году фильмом «Чужой: Ромул».
Близкие встречи третьего рода
Через два года после изобретения «летнего блокбастера» «Челюсти» Стивен Спилберг переключился с мстительных акул на загадочных инопланетян — к этой теме он вернется несколько лет спустя, сняв «Близкие встречи с третьим видом» (Close Encounters of the Third Kind). Фильм воссоединил режиссера с Ричардом Дрейфуссом, который здесь играет любящего мужа и отца, чья неожиданная встреча с НЛО превращается в одержимость, грозящую разрушить жизнь, которую он построил для себя.
Спустя почти полвека фильм остается одним из самых умных фильмов об инопланетянах, которые когда-либо видел Голливуд, поскольку в нем нет места «внеземному вторжению», а основное внимание уделяется проблемам, которые могут возникнуть в результате обнаружения инопланетной формы жизни.
2001: Космическая одиссея
Фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» — это фантастический фильм, который положил конец всем фантастическим фильмам, и все последующие фильмы этого жанра обязаны ему благодарностью. Благодаря своим эпическим масштабам, великолепной кинематографии, а также несколько пророческому и глубоко антиутопическому повествованию о потенциальных опасностях, связанных с чрезмерной зависимостью от технологий, фильм остается актуальным и сегодня, как и во время своего первого выхода почти 60 лет назад. Особенно в том, что касается основной сюжетной линии, в центре которой находится группа людей, участвующих в космической миссии с помощью HAL 9000 — технологии искусственного интеллекта, решившей выйти из-под контроля.
Это не короткометражка, и каждая из 189 минут фильма наполнена прозорливым сюжетом и технологиями, опережающими свое время, что делает его одним из самых выдающихся фильмов в истории кино.
Бегущий по лезвию 1 и Бегущий по лезвию 2049
Между «Последней дуэлью» (2021) и «Наполеоном» (2023) Ридли Скотт в последнее время все больше увлекается историческими эпопеями. Но никакое время, проведенное вдали от мира научной фантастики, не сможет помешать ему стать выдающимся мастером жанра. Он прославился благодаря «Чужому», а статус иконы получил благодаря «Бегущему по лезвию». Место действия: Лос-Анджелес, 2019 год. (Летающие автомобили, а также биоинженерные гуманоиды, известные как репликанты, — это плохо. Именно поэтому существуют так называемые «бегущие по лезвию», такие как Рик Декард (Харрисон Форд), чья работа заключается в том, чтобы находить и убивать эти нечеловеческие угрозы для общества. Но когда все выглядят и часто ведут себя по-человечески, где провести черту? Сложная сюжетная линия «Бегущего по лезвию» привела к тому, что Скотта и Форда заставили записать и прикрепить к оригинальному релизу фильма закадровый голос, который они оба ненавидели.
Впоследствии фильм неоднократно переиздавался, как в кинотеатрах, так и в домашних версиях, причем в разных вариантах. В 1992 году Скотт наконец-то выпустил режиссерскую версию фильма, в которой отсутствовал закадровый голос (и другие элементы, которые он не любил), но даже у него не было окончательного права голоса. Наконец, в 2007 году он получил возможность оставить за собой последнее слово в отношении каждого элемента, выпустив фильм «Бегущий по лезвию: The Final Cut. Посмотрите их все и посмотрите, к чему вы придете.