В то время как некоторые люди без проблем заводят разговор с незнакомцем в очереди в кассе супермаркета или в общественном транспорте, для других светская беседа не так естественна — особенно для тех, кто страдает от социальной тревожности. Но даже для тех, кто чувствует себя комфортно в социальных ситуациях, ведение светской беседы требует определенных усилий.
К счастью, существуют техники и стратегии, которые могут помочь начать разговор немного проще, например, метод FORD.
Что такое метод FORD?
Один из самых сложных аспектов светской беседы — это придумать, что обсудить. Именно здесь на помощь приходит метод FORD. «FORD — это аббревиатура, обозначающая четыре почти универсальные темы, о которых вы можете спросить кого-то во время светской беседы:
- Семья (Family)
- Профессия (Occupation)
- Отдых (Recreation)
- Мечты (Dreams)
Обычно здесь я бы поблагодарил человека или людей, придумавших метод FORD, но мне не удалось найти ничего определенного о происхождении этой техники.
В любом случае, считайте, что метод FORD — это способ подтолкнуть вашу память, когда во время светской беседы вы не можете ничего вспомнить. Помните, что это инструмент, а не формула: Вам не нужно работать с категориями в любом порядке или отвечать на все четыре. На самом деле, некоторые категории больше подходят для одних ситуаций, чем для других, поэтому учитывайте контекст, прежде чем приступать к заданию вопросов, чтобы не выглядеть роботом. Например, если вы ведете светскую беседу с незнакомыми людьми в профессиональном контексте, обычно лучше избегать вопросов слишком личного характера — например, о семье и отношениях.
Но если вы присутствуете на праздничном ужине в кругу семьи вашего партнера и знаете, что у его сестры есть дочь, то, вероятно, не стоит спрашивать, как у нее дела.
Вы сами должны учесть особенности человека и ситуации, но вот несколько примеров вопросов начального уровня для каждой категории, чтобы вы могли начать:
Семья
- «Есть ли у вас братья и сестры?» (Если это покажется уместным, вы можете дополнить этот вопрос вопросами типа: «Вы близки с ними?» или «Какие они?» или «Часто ли вы с ними видитесь?»)
- «Как поживает ваша [мать, отец, тетя и т. д.]?» (при условии, что вы встречались с ними раньше или человек упоминал о них).
- «Есть ли у вас родственники в этом районе?»
- «Как вы познакомились?»
Род занятий
- «Чем вы занимаетесь?», затем один или несколько следующих вопросов:
- «Как давно вы работаете в этой сфере?»
- «Как это работает?»
- «Что заставило вас заняться этим видом деятельности?»
- «Что самое приятное в вашей работе?»
Отдых
- «Чем вы любите заниматься вне работы?»
- «Читали ли вы в последнее время какие-нибудь хорошие книги?»
- «Что самое интересное вы смотрели по телевизору в последнее время?» (Это может быть телепередача или фильм).
- «Следите ли вы за каким-нибудь видом спорта?»
- «Есть ли подкасты, которыми вы увлекаетесь в данный момент?»
Мечты
- «Куда вы всегда хотели отправиться в путешествие?»
- «Какой вид деятельности вы всегда хотели попробовать?»
Когда использовать метод FORD
По словам профессионального клинического консультанта, метод FORD будет наиболее полезен, когда вы находитесь в неструктурированной ситуации и надеетесь установить с кем-то связь.
«По сути, я бы рассматривала это как использование «времени ожидания» для установления связи, — объясняет консультант. Это может быть как в профессиональном контексте — например, ожидание начала встречи на работе, так и в более случайных встречах, например, когда вы идете в одном направлении с кем-то из знакомых или ждете, пока вам принесут заказ на дом». Кроме того, метод FORD может пригодиться и при попытке собрать информацию.
«Речь может идти о компании, в которой вы проходите собеседование, о школе, в которую вы можете отправить своих детей, или о вступлении в какой-либо клуб», — говорит консультант. «Это может быть полезно при определении того, соответствует ли организация вашим личным ценностям».
Когда следует избегать метода FORD
Поскольку метод FORD заключается в том, чтобы задавать открытые вопросы и внимательно слушать ответы собеседника, он не подходит для ситуаций, когда вы или собеседник торопитесь, ограничены во времени или находитесь в обстановке, не располагающей к беседе (например, в переполненном ресторане). «Собеседник будет менее охотно отвечать на ваши вопросы и даже может почувствовать раздражение», — говорит консультант.