Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз — любимая тема большинства стратегических процессов. Однако зачастую это бесполезное упражнение, просто повторение старых идей и наблюдений.
Один из традиционных этапов разработки стратегии начинается со SWOT-анализа. SWOT расшифровывается как сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Результаты обычно ничем не примечательны, из года в год подчеркивают одни и те же вещи и не открывают никаких новых, уникальных путей для организации в конкурентной борьбе. Так может ли SWOT действительно стать основой эффективной стратегии?
Основа SWOT принадлежит Альберту Хамфри, который разработал этот подход в Стэнфордском исследовательском институте в 1960-х и начале 1970-х годов. Он предназначался для получения ситуационной осведомленности. Вы изучаете внешние возможности и угрозы, а затем определяете внутренние сильные и слабые стороны. Результатом часто становится длинный список пунктов, часто без какой-либо иерархии важности или подтверждения внешними данными. И в этом заключается проблема. Хотя некоторые из наблюдений и мнений могут быть обоснованными, но, как правило, за дальнейшие действия по результатам SWOT отвечает самый сильный голос в комнате.
Простой мозговой штурм элементов для квадрантов SWOT может дать вам некоторую полезную информацию, но если вы хотите, чтобы SWOT был эффективным, его нужно поместить в контекст стратегической структуры. Этот контекст должен основываться на двух ключевых факторах — где вы планируете конкурировать и как вы планируете дифференцироваться. Эти факторы должны определяться вашим всеобъемлющим определением успеха — по сути, тем, как выглядит победа для вашей организации. Тогда вы сможете изучить свои возможности и слабые стороны и определить, куда нужно вкладывать время, усилия и ресурсы.
Элементы SWOT в значительной степени зависят от контекста. Если у вас есть сильная сторона, это еще не значит, что она поможет вам эффективнее конкурировать или достичь желаемой победы. С другой стороны, слабая сторона может быть слабой только в определенных условиях или для определенной аудитории. Некоторые сильные стороны могут стать слабостями, если их уровень недостаточен для достижения ваших целей. Суть в том, что прежде чем тратить время на SWOT-анализ, необходимо понять, чего вы пытаетесь достичь, поскольку вы вполне можете выявить кучу потенциальных возможностей, которые не имеют отношения к вашей стратегии.
Читайте также: 10 суровых уроков 10-летней бизнес деятельности (Откроется в новой вкладке браузера)
Вспомните свой последний SWOT-анализ. Был ли у вас четкий план по превращению слабых сторон в сильные по отношению к вашей стратегии? Или вы выбирали разные элементы и занимались теми, которые, по вашему мнению, легче всего решить? Не все элементы SWOT заслуживают внимания, и если вы будете направлять усилия не туда, куда нужно, это может привести к тому, что вы будете атаковать не те угрозы, создавать не те возможности, игнорировать критические слабости и удваивать не те сильные стороны. Без стратегической основы SWOT может стать просто еще одним упражнением для галочки, которое, как мы все знаем, довольно бесполезно.