Чтобы по-настоящему овладеть любым навыком, одного правила 10 000 часов недостаточно. По мнению профессора Стэнфорда Дэвида Иглмана, ключевым элементом, который делает эти 10 000 часов эффективными, является релевантность.
Проведя три дня в Майами с нейробиологом Дэвидом Иглманом, мы получили глубокие знания о пластичности мозга и о том, как мы осваиваем новые навыки. Иглман объяснил, что наш мозг выделяет «недвижимость» под задачи, которые мы часто выполняем, создавая более прочные нейронные связи в этих областях. Примером этой концепции служат сестры Полгар и сестры Уильямс, которые достигли мастерства благодаря интенсивной, целенаправленной практике с самого раннего возраста.
Однако Иглман подчеркивает, что количество практики само по себе не является решающим фактором. Мозг учится наиболее эффективно, когда задача субъективно значима для того, кто ее выполняет. Без мотивации наш мозг реагирует по-другому. Например, пациенты улучшают состояние слабых конечностей с помощью ограничительной терапии, руководствуясь внутренней мотивацией к восстановлению функциональности. Аналогичным образом, закрытие хорошего глаза, чтобы заставить слабый глаз работать интенсивнее, показывает, как необходимость управляет эффективной адаптацией мозга.
Исследования показывают, что нейротрансмиттер ацетилхолин, выделяющийся в ответ на значимые события, жизненно важен для обучения новым задачам. Просто потратить время на выполнение задачи недостаточно; мозг должен найти ее релевантной, чтобы вызвать полноценное обучение и адаптацию.
Любопытство и внутренняя мотивация — мощные движущие силы обучения. Иглман отмечает, что когда мы искренне заинтересованы в чем-то, наш мозг становится более адаптируемым. Выполнение задач, соответствующих нашим интересам, максимально повышает пластичность мозга и потенциал обучения.
Применительно к профессиональному развитию это означает, что час общения с мудрым наставником может принести больше пользы, чем бесчисленные часы неуправляемого обучения. Наставник обеспечивает целенаправленную и актуальную обратную связь, которая соответствует нашим интересам. Сосредоточившись на значимых задачах и стремясь получить постоянную обратную связь, руководствуясь любопытством, мы максимально активизируем естественные процессы обучения нашего мозга.
Читайте также: 🎤 Экспертное интервью: Рэнд Фишкин о SEO и контент-стратегии 🔍
Понимание важности мотивации и значимости может изменить наш подход к освоению новых навыков. Согласовывая усилия с тем, что действительно важно для нас, мы можем максимально использовать пластичность мозга и заставить правило 10 000 часов работать в нашу пользу. Ищите задачи и вызовы, которые мотивируют вас, окружайте себя людьми, которые обеспечивают релевантную обратную связь, и не теряйте любопытства, чтобы добиться большего успеха.